Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Главная Реализованные проекты Реализованные проекты Централизованная система VAR для Российской Футбольной Премьер Лиги

PostHeaderIcon Централизованная система VAR для Российской Футбольной Премьер Лиги

Осенью 2019 года перед системным интегратором «Глосан» была поставлена очень непростая задача: придумать, собрать и запустить комплекс доставки сигналов для централизованной системы VAR для РФС к началу второй половины сезона РПЛ 2019/2020 гг. Учитывая строгий регламент IFAB, который предусматривает серию специальных тестов для каждого стадиона, комплекс должен был быть развернут уже к середине февраля 2020 г. А это значит, что на разработку концепции, проведение тестов различного оборудования (а соответственно и полностью различных способов организации доставки!), прорисовку схем, сборки и пуско-наладки комплекса у интегратора было чуть меньше полугода! Фантастические сроки: при таком лимите времени и при такой обширной географии (весь проект состоял из 18 конечных локаций в 13 городах России) любые заминки и задержки могли привести к срыву проекта гораздо легче, чем это происходит обычно. Оглядываясь назад, можно сказать, что проект удалось завершить вовремя только благодаря большому опыту и слаженной совместной работе всех сторон: интегратора и заказчика, производителей оборудования и основного вещателя.

Основная задача, поставленная интегратору, заключалась в следующем:

  • Организовать доставку сигналов всех телевизионных камер основного вещателя и других сигналов от ПТС на стадионе до одной из пяти комнат арбитров VAR в центральном комплексе;
  • Организовать доставку сигналов от соответствующей комнаты арбитров до мониторов судьи на кромке поля стадиона;
  • Организовать доставку сигналов от соответствующей комнаты арбитров до ПТС;
  • Организовать служебную связь между арбитрами в комнате и ПТС;
  • Организовать служебную связь между арбитрами в комнате и судьями на стадионе.

Детали вводных по типу и количеству сигналов менялись практически до начала первых игр, и не один вечер был проведен в обсуждении выбора той или иной глобальной концепции организации проекта. От проекта требовалась универсальность: неизвестно заранее какая ПТС будет снимать каждый конкретный матч; надежность: учитывая интерес к футболу в России тут все понятно и без лишних слов; и экономическая оправданность: комплекс должен уметь в случае необходимости выполнять чуть больше нежели просто обеспечивать VAR. Помимо внутренних инженерных тестов, в ходе которых проверялось качество компрессии, надежность оборудования, различные задержки и прочие сугубо технические параметры, было проведено два «живых» теста на реальных матчах с реальными судьями. Выбор пал на матчи «Спартак» – «Оренбург» и «Зенит» – «Ростов».

 
В результате всех тестов и обсуждений было выбрано следующее решение:
  • Все видео передается по IP с компрессией JPEG2000, все потоки передаются по отдельности, для коммутации используется PIM. В качестве оборудования для компрессии была выбрана компания Nevion и их новый продукт Virtuoso MI. Управление и мониторинг осуществляется с помощью системы VideoIPath. Все потоки зарезервированы в соответствии со стандартом ST2022-7.
  • В качестве магистральных каналов связи должна использоваться сеть, построенная специально под этот проект, распределенные волоконно-оптические линии связи 100Гб/с с каналообразующим оборудованием Т8 на узлах связи. Была поставлена задача объединить как эфирный комплекс в Останкино и VAR-центр, так и ПТС и мобильные комплекты VAR на стадионах в единую IP сеть, с учётом внутренних стандартов безопасности и основываясь на стандартных протоколах для возможности прохождения участков сторонних операторов при необходимости. Сеть обладает следующим функционалом: полное разделение двух сегментов для доставки видео по ST2022- 7 и почти мгновенный, менее секунды, переход на резерв для голосовой связи при использовании минимального количества физических каналов — оптических волокон, вплоть до двух на последней миле. Комплекс гарантирует голосовую связь даже в случае перегрузки каналов; а также объединение адресации до этого обособленных внутренних сетей разных подразделений, при этом гибкость подключения при переезде ПТС или мобильных комплектов между стадионами без необходимости какой-либо перенастройки. Для непосредственного подключение оборудования Nevion были выбраны коммутаторы Mellanox, известные особо низкими задержками в коммутации пакетов, которые далее стыкуются к магистральной сети. Они обеспечивают не только стабильную коммутацию видеопотоков с минимальным джиттером, но и выполняют все вышеперечисленные требования.
  • По числу команд в РПЛ (а их 16) создаются мобильные комплекты из двух кейсов (такой вариант был выбран для удобства транспортировки и перемещения по стадиону.) с разделением по типам стадионов А и Б в зависимости от общего максимального количества сигналов. Кейсы были специально изготовлены для данного проекта московской компанией Mega Case).
  • Основная и резервная аналоговые связи судей передаются в качестве эмбеддированного звука согласно требованию РПЛ.
  • Связь между комнатами судей и ПТС осуществляется через систему Intercom Riedel Artist. Причем в случае ПТС машина подключается напрямую к системе служебной связи расположенной в ТТЦ и телевизионном комплексе через Trunk Navigator по IP. В случае ПТС других компаний подключение машины к интеркому осуществляется через аналоговые устройства Riedel Connect IP. Дополнительно по просьбе РФС была организована третья резервная связь между комнатами судей и кромкой поля: для этого используется уже не собственная аналоговая система РФС, а общая система служебной связи Riedel. Судьи в комнатах пользуются панелями Riedel, а судьи на кромке поля гарнитурами RTS. Данное решение позволяет невероятно гибко настраивать связь между ПТС, судьями и всеми студиями, и аппаратными.
  • Каждый комплект имеет свой ИБП. Помимо этого, все комплекты оборудованы ноутбуками со всем необходимым программным обеспечением и SDI-USB преобразователями для контроля сигналов и настройки оборудования. Доступ к настройкам имеют как инженеры на стадионах, так и инженеры из VAR центра. В качестве инженерной связи дополнительно используются SIP телефоны. Для распределения питания используются изделия российской фирмы LES.
  • Сигналы до кромки поля, на которой установлено оборудование провайдера VAR технологии для РФС, передаются по оптическому волокну. Для удобства и лучшей сохранности оборудования все устройства на кромке поля помещены в специальный всепогодный кейс, изготовленный фирмой КИМ-ТВ, специально под данный проект. Для преобразования звуковых сигналов на стадионах используются модули YelloBrick компании Lynx. Эмбеддирование и деэмбеддирование в центре осуществляется модулями FlashLink компании Nevion.
  • Оборудование в VAR центре представляет собой ответную часть мобильных комплектов и рассчитано для одновременной работы арбитров VAR на пяти матчах параллельно. Дополнительно следует заметить, что зачастую инженеры VAR центра за один день успевают взаимодействовать с бо̀льшим количеством стадионов, когда уже почти во время текущих матчей происходит подготовка к матчам следующего дня.
  • Обмен сигналов с провайдером VAR для РФС требуется в HD-SDI, и было решено также использовать HD-SDI коммутатор. ООО «Национальный спортивный канал» предоставил собственную матрицу Sirius S840 компании Snell, которая в рамках проекта подверглась расширению. Теперь этот коммутатор работает со следующими сигналами: 3G-SDI медный, 3G-SDI оптический, MADI, имеет деэмбеддеры по входу и эмбеддеры по выходу, а также встроенный процессор полиэкранного изображения. Для визуального контроля заказчик также предоставил собственное оборудование – модульные процессоры полиэкранного изображения Axon. Для расширения общего коммутационного поля служебной связи был установлен дополнительный коммутатор Riedel Artist 128 с картами VoIP, позволив объединить все технологические зоны в единое ядро.
  • В качестве синхрокомплекта (BB/PTP) и контрольно-измерительного оборудования для нового комплекса была выбрано оборудование Tektronix (Telestream).
  • Одновременная работа с двумя большими коммутационными полями (IP и SDI, причем размерность каждого – несколько сотен сигналов), UMD, отслеживания статуса и контроля ошибок по SNMP всех устройств, служебной связью без внешней системы управления представляет собой очень сложную задачу, поэтому для оперативности работы инженеров в VAR центре было установлено программное обеспечение VSM от Lawo, которое позволило управлять всем комплексом из единого интерфейса.

Система управления VSM предоставляет возможность инженерам VAR центра сконцентрироваться на координации процессов взяв на себя рутинные задачи. В режиме отсутствия сбоев и непредвиденных ситуаций интерфейсы исполнительных устройств остаются в стороне. Несмотря на то, что каждый матч включает в себя не менее полусотни IP потоков, инженерам даже не нужно знать их IP адреса, всё назначается и подключается автоматически. Основная диагностическая информация собирается системой VSM и выводится на экраны вместе с самими видео сигналами, обозначая цветами уровень опасности проблемы по тому или иному направлению. На большой экран выводится и техническая информация: номера входных портов HD-SDI, номер кодера и декодера — для быстрого поиска в случае какого-либо отказа. Более детальная информация, такая как температура отдельных датчиков устройств, загрузка портов, уровень оптического сигнала и различные технические сообщения выводятся отдельно на диагностические панели, в случае выходов этих значений за допустимые рамки тревога появится уже на основном экране рядом с соответствующим видео сигналом.

Система VSM позволяет ввести унификацию в наименованиях сигналов, позволяя наладить прозрачное взаимодействие между, как правило, обособленными подразделениями, такими как эфирный комплекс телеканала, ПТС и, в этом случае, V AR центр. Инженеры вводят виртуальные обозначения сигналов и не используют их привязку к оборудованию и кабелям или портам коммутатора при взаимодействии с другими подразделениями, всё это делает система VSM автоматически. Так, инженер при коммутации объекта, задаёт привязку «режиссёрских» номеров камер, идентичную таковой в ПТС, и далее все камерные сигналы, включая фазы Slow-motion, программы, видеосудейские и телевизионные обратные сигналы, служебная связь — всё и в IP и в традиционных видах коммутируются одной точкой «Стадион→Комната арбитров VAR». Сигналы камер выводятся на экран в порядке возрастания их номера автоматически независимо от номеров входов, к которым они подключены. Мнемоники портов служебной связи автоматически меняются в соответствии со стадионом, на который приехала ПТС, необходимые в работе абоненты назначаются на панели служебной связи также системой VSM.

Очень большое внимание было уделено деталям: унификации комплектов различных типов и резервированию. Все основные и резервные сигналы были разведены по разным корзинам, шасси, модулям и платам на всех уровнях, на каких только было возможно. Сложная схема распределения использовалась и для тех сигналов, к которым не применялось резервирование. В результате, даже одновременный выход из строя нескольких энкодеров, деэмбеддеров и плат коммутатора позволяет вести работу без существенных неудобств.
Отдельно стоит рассказать об организации система служебной связи. Помимо вышеописанной схемы на случай проблем с Trunk Navigator или Connect IP была предусмотрена связь через эмбеддированный звук. Специально для этого случая были проброшены обменные линии MADI между матрицей Sirius и матрицей Riedel, прописана коммутация звука внутри Sirius на выходы с возможностью эмбедирования. Эти выходы были привязаны ко входам энкодеров, жестко закрепленных за определенными выходами декодеров на стадионах. Эти выходы проходят через деэмбеддеры, звуковые линии с которых выведены на терминал панель комплектов. Сложность добавляло то, что матрица Sirius велась от синхрокомплекта в центральном комплексе, а матрица Riedel от синхрокомплекта в центральной аппаратной расположенной в ТТЦ «Останкино». Чтобы избавиться от характерных в этом случае помех была проведена линия от матрицы Riedel до Sirius, по которой и велись MADI платы последнего. Фантастичнее этого звучит только то, что подобная схема была реализована, настроена и успешно проверена!


Для своевременной сборки и настройки комплекса были подтянуты все возможные внутренние и внешние ресурсы. Для ускорения процесса все работы производились конвейерным методом. Так же практически с самого начала активное участие в настройке оборудования принимали инженеры заказчика, системного интегратора Глосан, Lawo и Nevion. Из- за большой удаленности стадионов от центра сборки очень тщательно проверялись все сигнальные тракты до отправки комплектов: так, например, судейская связь тестировалась независимо на двух разных стендах чтобы стопроцентно исключить возможные ошибки в распайке или настройке. Все обучение сменных инженеров центра проводилось непосредственно при проверке работоспособности мобильных комплектов, что позволило новым людям максимально быстро вникнуть в сложные схемы и новое оборудование. Также, помимо обучения интегратором сменных инженеров по глобальной работоспособности комплекса, были проведены и более глубокие тренинги по оборудованию Nevion и VSM уже непосредственно сотрудниками производителей оборудования. По результатам обучений были написаны различные подробные инструкции.

Задача, реализованная в данном проекте, являлась абсолютно новой для большинства участников проекта, поэтому неудивительно, что требования и способы решения задач менялись практически на протяжении всего остатка сезона. Какие-то идеи высказывались судьями, какие-то интегратором, а какие-то самим заказчиком. Интегратор проработал с заказчиком вместе в центре и на стадионах во время футбольных матчей в течении нескольких туров. На некоторых играх присутствовали и представители фирм производителей. И именно подобное взаимодействие позволило реализовать столь большой и сложный проект в столь короткий срок.